Андрющенко Ольга Сергеевна. Персональный сайт воспитателя.

Конспект НОД «Развитию речи, основы грамотности» по теме «Деревья нашего края».

Конспект НОД

для детей средней группы

речевое развитие

«Деревья нашего края»

Конспект НОД «Развитию речи, основы грамотности» по теме «Деревья нашего края».

Цель: Расширить и уточнить знания детей о деревьях и нашего края.

Задачи:

Образовательные:
– Формировать представление о деревьях, как об объектах живой природы. Закреплять знаний о деревьях родного края. Учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья). Познакомить с изменениями в жизни растений в разные времена года (созревание плодов и семян, изменение окраски листьев).

Развивающие:
– развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром; развивать наблюдательность в природе.

Воспитательные:
– воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Приёмы: сюрпризный момент –  кукла Маша.

Методы: словесные, наглядные.

Материалы и оборудование: кукла Маша, картинки с изображением деревьев (дуб, рябина, клен, береза, ел , их листьями и плодами), картинки с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья), плоды (желуди, шишки, сережки, ягоды). 

Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация»«Социализация».

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.

Предварительная работа: рассматривание изображений деревьев и кустарников; Д/игра «С чьей ветки детки»; наблюдение за деревьями и на участке.

Ход НОД.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?                                            Дети: Кукла Маша.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Машей                                             Дети здороваются

Маша здоровается и рассказывает детям, что она хотела поиграть вместе с друзьями, но не смогла участвовать в игре, так как ничего не знает о деревьях, и просит детей помочь ей разобраться  как они выглядят.

Дети: Да, конечно, поможем!

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие мы знаем деревья.

Дети: дуб, рябина, клен, береза, ель, береза.

Дети: малина, сирень, шиповник, крыжовник.

Воспитатель: - Где растут деревья?

Дети: На улице, в лесу, в парке, в сквере

Воспитатель: -Почему люди сажают деревья?

Дети: (Они приносят пользу людям)

Воспитатель: -Какие бывают деревья?

Дети: (Высокие, низкие)

Воспитатель: -Какую пользу приносят деревья 

Дети: (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

        Рассказ о частях, из которых состоит дерево.

(Выставление на стенд картин с изображением деревьев).

Воспитатель:- Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, ,рябина).

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.

Воспитатель:- Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево?

Дети: корень; ствол, ветки и листья - крона.

Воспитатель:- Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.

Воспитатель:- Какую пользу приносят корни дереву?

Ответы детей. Дополнение, обобщение.

КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

Ответы детей. Дополнение, обобщение.

СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

Ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего?

Дети: от высыхания, от насекомых.

Воспитатель:- Ребята, во время прогулки , мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья?       Ответы детей

Воспитатель: Какого цвета бывают листья?                                                  Ответы детей

ЛИСТ – источник жизни на планете.

Воспитатель:- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Руки как ветки,

А мы как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно помашем,

Так листья летят с высоты.

И как они лягут,

Мы тоже покажем-

Руки сложить мы должны.

Воспитатель: (выставляет картинку Сирени) Чем Сирень отличается от деревьев?

Дети: У деревьев от корня отходит один ствол, а у Сирени много стволов.

Воспитатель: Правильно. Сирень- это кустарник. У кустарника нет главного ствола. От корня отходит много стволов.

Дидактическая игра «Один- много»

Один лист- много листьев

Один ствол- много стволов

Один плод- много плодов

Одна ягода- много ягод

Одна шишка- много шишек

Одна ветка- много веток

Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы- березовый).

Беседа о пользе деревьев.

Воспитатель: Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья?

Ответы детейВоспитатель помогает и дополняет.

Деревья приносят большую пользу:

• их свежая зелень украшает города и селения;

• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;

• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;

• деревья дают древесину;

• они служат топливом;

• из дерева делают мебель, бумагу;

• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;

• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

Деревья это наши друзья и помощники.

             Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)

Воспитатель: -А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев?

Ответы детейВоспитатель помогает и дополняет.

• не вырубать, не ломать деревья;

• не разжигать в лесу костры;

• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;

• поливать плодовые деревья, обкапывать их;

- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

Воспитатель: Ребята, давайте спросим у Маши, она запомнила  какие бывают деревья ?

Дети: Да, давайте спросим!

Дети и Маша общаются.

Маша благодарит детей, прощается.

   Рефлексия:

Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил?

Дети: Кукла Маша.

Воспитатель: Мы помогли Маше?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня разговаривали, о каких добрых друзьях?

Дети: О деревьях.

Воспитатель: Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада?

Ответы детей.

5 декабря 2020 в 09:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.