Андрющенко Ольга Сергеевна. Персональный сайт воспитателя.

Картотека экспериментирования в средней группе

Опыт 1. Обнаружение воздуха в пространстве.

Цель: ощутит давление воздуха при помощи веера.

Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.

Оборудование: три листа разного формата (альбомный, тетрадный и половинку тетрадного листа), простой карандаш. Несколько монет, пёрышко, карандаш, кубик, книгу.

Описание: Необходимо сложить лист ”гармошкой” та, чтобы получился веер. Проверить, какой веер при обмахивании создаёт самый сильный поток воздуха. Подумать, из чего ещё, можно сделать веер?

Для того, чтобы проверить, как с помощью воздуха можно передвигать предметы, необходимо на них подуть. Какие из предложенных предметов можно передвинуть? Какой предмет самый лёгкий? Результат зарисовать.

Опыт 2. Надувание шарика.

Цель: обнаружить воздух.

Оборудование: ёмкость с водой, воронка, шарик.

Описание: Дети рассматривают шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Объясняет, для чего она служит, предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсудить, что происходит с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая из воды, и спрашивает детей, как изменился шарик (он остался сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становиться мокрым. Результат зарисовывается.

Опыт 3. Что в пакете?

Цель: выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Оборудование: два целлофановых пакета.

Описание: предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и прочее. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д; различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.).

 

Опыт 4. Вода в почве.

Цель: проверить, есть ли в почве воздух.

Оборудование: стакан (на половину наполненный водой), стакан с почвой, ложечка, простой карандаш.

Описание: предложить детям рассказать, кто живёт в почве; могут ли эти существа дышать под землёй; проверить, есть ли в почве воздух. Необходимо добавить в стакан с водой несколько ложек почвы. Что наблюдается? Результат зарисовать.

 

 


Опыт 5. Падение предметов.

Цель: исследовать падение различных предметов в воздухе.

Оборудование: три тетрадных листа (один смять), монета, цветные карандаши, два вырезанных из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монетой.

Описание: предложить детям проверить, как воздух влияет на падение различных предметов. Взрослый показывает как падают все предметы, с помощью наблюдения отметить, какой предмет падает быстрее. Дети пробуют проделать это сами. Для чистоты эксперимента необходимо поднять два предмета на одинаковую высоту и отпустить одновременно. Опыт зарисовывается.

 

 

Опыт 6. Сила воздуха.

Цель: наблюдать реактивную силу воздуха.

Оборудование: воздушный шарик цилиндрической формы, простой карандаш.

Описание: предложить детям надуть шарик и, не завязывая его, отпустить; посмотреть, как воздух, вырываясь из отверстия, толкает шарик и заставляет его лететь.

Опыт 7. Воздух в мяче.

Цель: исследовать давление воздуха в мяче.

Оборудование: сдутый мяч, слабо надутый мяч, не сильно надутый мяч, хорошо надутый мяч, простой карандаш.

Описание: предложить детям рассмотреть все приготовленные мячи, что находиться внутри мячей. Показать те мячи, которые хорошо прыгают, которые плохо прыгают, и которые вообще не прыгают. Что нужно, чтобы мячик прыгал хорошо? Результат зарисовать.  

 

Опыт 8. Загадочные пузырьки.

Цель: обнаружить воздух в других предметах.

Оборудование: ёмкость с водой, кусочек поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

Описание: дети рассматривают твёрдые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и прочее).

Опыт 1. Окрашивание воды.

Цель: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Оборудование: ёмкость с водой (тёплой и холодной), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Описание: взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет, обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выясняют, как ещё можно окрасить воду (добавить краситель). Взрослый предлагает детям окрасить воду самим (сразу с тёплой и холодной водой), в каком стаканчике вода растворяется быстрее. Предлагает еще добавить больше красителя, как изменился цвет, запах воды, если красителя стало больше.

 

 

 

Опыт 2. Прозрачность воды.

Цель: исследовать воду на прозрачность.

Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, чайная ложка.

Описание: предложит детям рассмотреть стакан с молоком и стакан с водой, что они видят? Опустить чайную ложку сначала в воду (ложка видна), а затем в молоко (ложка не видна).  Результат зарисовать.


Опыт 3. Где вода?

Цель: определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Оборудование: прозрачные ёмкости с песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Описание: взрослый предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчиками с одинаковым количеством воды (воды ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выясняют, что произошло в ёмкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе к друг к другу, не пропускают воду); а песок рыхлый, воду пропускает хорошо. Результат зарисовать.

Опыт 4. Почему песок хорошо сыплется?

Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Оборудование: ёмкости с песком и глиной, ёмкость для пересыпания, лупа, сито.

Описание: детям предлагается рассмотреть стаканчики с песком и глиной, выясняют, что лучше сыплется (песок) и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую ёмкость и смотрят, что происходит (песок остался в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная). Выясняют почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины – все разной формы и размера). Дети с помощью лупы рассматривают из чего состоит песок, и глина (песчинки маленькие, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины, почему.


Опыт 5. Форма воды.

Цель: узнать, имеет ли вода форму.

Оборудование: поднос, стакан с водой, голубой карандаш.

Описание: необходимо налить на поднос немного воды, посмотреть что получилось (лужица определенной формы). Зарисовать. Далее эту лужицу убирает губкой, и наливаем снова воду на поднос. Что получилось (лужица другой формы), нужно зарисовать. Сравнит первый рисунок и второй. Одинаковой ли они формы? Имеет ли вода форму?

 

Опыт 6. Раскрасим радугу.

Цель: продолжать знакомить детей с цветами радуги. Получить оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой смешением двух цветов.

Оборудование: палитры, кисти, краски красная, жёлтая, синяя, белая, контур радуги.

Описание: взрослый показывает картинку радуги, дети рассказывают какие цвета они видят и в какой последовательности они располагаются. Предлагается только четыре краски, из них необходимо сделать все цвета радуги. Взрослый показывает как это делается и путём смешивания определённых цветов, получаются другие. Результат зарисовать.

 

Опыт 7. Плавучесть предметов.

Цель: исследовать плавучесть предметов.

Оборудование: таз с водой, монета, гвоздь, камешек, пластмассовая крышка, деревянная палочка, кусочки ваты и пенопласта, простой карандаш.

Описание: предложить детям каждый из приготовленных предметов опустить в воду, и посмотреть, что произойдёт. Какие предметы утонут, а какие нет. На рисунке те предметы, которые утонут – показать стрелочку в низ, а те, которые не утонуть – стрелочку в верх.

 

Опыт 8. Вода в стакане.

Цель: узнать, за сколько дней испарится вода в стакане.

Оборудование: стакан с водой, простой карандаш.

Описание: необходимо налить в стакан немного воды, и в течение нескольких дней наблюдать, как исчезает вода. На рисунке отмечать каждую стадию испарения, а в тот день, когда воды полностью не станет, обвести красным карандашом.

 


Опыт 1. Снег и лёд, состоят из воды.

Цель: убедиться в том, что снег и лёд состоят из воды.

Оборудование: поднос, лупа, синий карандаш, снег, лёд.

Описание: необходимо положить снег и лёд на поднос. Предложить детям понаблюдать, что происходит с ними, во что они постепенно превращаются. Рассмотреть лёд и снег через лупу. Дети должны подумать, чем они отличаются друг от друга по виду, форме и цвету. Что быстрее растает, снег или лёд?  Почему. Результат зарисовать.

Опыт 2. Разные состояния воды.

Цель: исследовать различные состояния воды.

Оборудование: дуршлаг, стакан с водой, снег, лёд, синий карандаш.

Описание: нужно взять дуршлаг и вылить в него воду, где окажется вода? Спросить у детей, можно ли носить воду в решете? (нет, потому что она вытекает через отверстия). Тогда нужно проверить, что произойдёт если в дуршлаг положить снег и лёт (они останутся на месте). Почему лёд и снег можно носить в решете? (Они имеют твёрдую структуру).

 

 

  

Опыт 3. Строение снежинки.

Цель: знакомство со строением снежинки.

Оборудование: лупа, снег, голубой и фиолетовый карандаш.

Описание: предложить детям рассмотреть снежинки через лупу. Какую они имеют форму и размер? Посчитать сколько у снежинки лучей. После исследования нужно обвести правильную снежинку, и нарисовать свою.

 

Опыт 4. Почему тает снег?

Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.

Оборудование: ёмкости для снега.

Описание: взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник возле двери, на шкафах). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняют, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду). Результат зарисовать.

Опыт 1. Воздух в воде.

Цель: наблюдать процесс попадания воздуха в воду. Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке.

Оборудование: стакан с водой, трубочка для коктейля, простой карандаш, пустой стакан.

Описание: чтобы узнать, как в воду попадает воздух, нужно трубочку опустить в воду и подуть в нее. Что появляется (пузырьки)? Какой формы эти пузырьки (круглые)? Они остаются на дне или поднимаются вверх (поднимаются). Почему (воздух легче воды).

Также можно узнать, как вода держится в трубочке. Для этого необходимо опустить трубочку в стакан и указательным пальцем зажать её верхнее отверстие. Затем осторожно достать её и перенести в пустой стакан. Когда убрать палец вода вытечет в стакан. Результат зарисовать.

Опыт 2. Растворимость продуктов в воде.

Цель: исследовать растворимость продуктов в воде.

Оборудование: 4 стакана с водой, песок, соль, сахар, пластилин, чайная ложка, простой карандаш.

Описание: В один стакан с водой положить ложку песка, в другой – ложку соли, в третий – сахар, а в четвёртый – кусочек пластилина. Перемешать ложкой содержание каждого стакана. Посмотреть, что растворилось в воде, а что нет. Нарисовать только те продукты, которые растворились в воде.

 

Опыт 3. Материалы, пропускающие воду.

Цель: узнать, какие материалы как пропускают воду.

Оборудование: стакан воды, пипетка, поднос с кусочками тетрадного листа, картона, целлофана, лоскуток ткани и бумажная салфетка, простой карандаш.

Описание: предложить детям представить, что они на улице и вдруг начался дождь, а зонтика нет. Зато есть много разных вещей: носовой платок, тетрадка, лист картона, бумажные салфетки и целлофановый пакет. Что из этого можно использовать вместо зонтика? Можно провести исследование: набрать в пипетку воды и капать на материалы, которые лежат на подносе. Посмотреть какие пропускают воду, а какие нет. Результат зарисовать.

 

 

Опыт 1. Исследование свойств бумаги.

Цель: познакомиться с основными свойствами бумаги.

Оборудование: газета, половину тетрадного листа, кусок ткани, целлофановый пакет, простой карандаш.

Описание: рассказать детям из чего сделана бумага, сравнить ее с другими материалами. Все ли они скручиваются, легко рвутся и долго не принимают прежнюю форму, если их смять? Необходимо нарисовать только не предметы, которые обладают этими свойствами.

Опыт 2. Сгибание бумаги.

Цель: узнать, как сгибается бумага.

Оборудование: альбомный лист, лист цветной бумаги, лист картона, газетный лист. Все материалы нужны в двух экземплярах – один в альбомном, а другой – в тетрадном формате.

Описание: предложить детям сложить каждый лист пополам несколько раз. Какой вид бумаги можно сложить большее количество раз? Влияет ли размер на количество сгибаний? Нарисовать только ту бумагу, которая сгибается дольше всех.

 

Опыт 3. Бумага как мост.

Цель: узнать, может ли бумага служить мостом.

Оборудование: три бруска, две половинки альбомного листа.

Описание: взрослый предлагает детям из двух брусков и листа бумаги сделать мост. Положить третий брусок на середину листа. Что произошло? (Он прогнулся). Можно ли из бумаги сделать  мост (нет, бумага не прочная)?

 


Опыт 4. Бумажный кулёк.

Цель: узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал.

Оборудование: тетрадный лист, горох или крупа, простой карандаш.

Описание: спросить у детей знают ли они, как перенести горох в бумаге и не рассыпать? (Слушаем предложения детей). Взрослый объясняет, что можно, если бумагу свернуть кульком. Показывает как это сделать. Затем дети сами пытаются сделать кулёк. Результат зарисовать.  

Опыт 5. Прочность бумаги.

Цель: выяснить, можно ли удержать книгу с помощью бумаги. Исследовать режущие свойства бумаги.

Оборудование: книга или блокнот в твёрдой обложке, лист плотной бумаги, газетный лист, бумажная салфетка, простой карандаш, кусок пластилина, полоски альбомного листа и картона, газету.

Описание: предложить детям проверить, удержит ли лист бумаги книгу? Можно ли одной рукой с помощью листа бумаги удержать книгу? Показать как это делается (нужно бумагу свернуть в рулон), с газетой и салфеткой проделать то же самое. Результат зарисовать.

Из пластилина скатать колбаску, взять полоску альбомного листа и краем сделать надрез. Проверить все остальные виды бумаги, которыми можно резать пластилин. Работать аккуратно, ведь бумагой можно порезаться. Результат зарисовать.

 

 

Опыт 1. Состав почвы.

Цель: узнать состав почвы.

Оборудование: почва, стакан с водой, ложка, лупа, белый лист бумаги, простой карандаш.

Описание: насыпать на лист бумаги немного почвы и рассмотреть её через лупу. Из чего состоит почва? Определить её цвет, запах. Предложить детям растереть комочки и найти остатки растений. Положить в стакан с водой ложку почвы и размешать. Посмотреть, что произошло, где она осталась в стакане (часть почвы осела на дно, а часть осталась на поверхности). Результат зарисовать.

Опыт 2. Взаимодействие почвы с водой.

Цель: сравнить, как примятая и разрыхлённая почва взаимодействует с водой.

Оборудование: две глубокие чашки, почва, вода, ложка, цветные карандаши.

Описание: разложить почву по чашкам. В одной чашке примять почву как можно сильнее, а в другом разрыхли её с помощью ложки. Спросить у детей почему разрыхлённая почва занимает больше места, чем примятая (в ней много воздуха). Полить почву в обеих чашках, где вода просачивается быстрее (где рыхлая почва). Результат зарисовать.

 


Опыт 3. Мокрая и сухая почва.

Цель: сравнить мокрую и сухую почву.

Оборудование: два стакана с почвой, стакан с водой, простой карандаш.

Описание: в один из стаканов с почвой налить воды. Сравнить почву в обоих стаканах. Как изменился цвет мокрой почвы, её сыпучесть, липкость? (она стала чёрного цвета, не сыпучей, липкой). Результат зарисовать.

 

Опыт 4. Посадка луковицы.

Цель: сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину, песок.

Оборудование: горшок с почвой, горшок с глиной, горшок с песком, три луковицы, вода, столовая ложка, простой карандаш.

Описание: предложить детям посадить луковицы в каждый горшок. Через неделю проверить, в каком горшке луковица выросла лучше. Зарисовать результат исследования.

 


Опыт 1. Материалы природного происхождения.

Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.

Оборудование: одноразовые стаканчики с песком, камнями, желудями, семечками, веточками и ракушками, цветные карандаши.

Описание: предложить детям посмотреть содержание каждого стаканчика и назвать его. Объяснить почему этот материал называется природным? Назвать предметы, которые сделаны из природного материала (печенье, деревянная ложка, стул, стол). Нарисовать природный материал.

 

Опыт 2. Вода и природный материал.

Цель: исследовать взаимодействие природных материалов с водой.

Оборудование: таз с водой, ложка, одноразовые стаканчики с песком, солью, камнями, желудями, семечками, веточками и ракушками, простой карандаш.

Описание: в каждый из стаканчиков налить воды и проверить какие материалы растворяются, а какие нет. Также посмотреть какие останутся на дне, а какие всплывут на верх. Если остались на дне стрелочка вниз, а если всплыли, то стрелочка вверх. Результат зарисовать.

 

 

Опыт 3. Состав песка.

Цель: выяснить состав песка.

Оборудование: стакан с сухим песком, лупа, лист белой бумаги, ложка, простой карандаш.

Описание: насыпать на лист бумаги тонкий слой песка. Рассмотреть песок через лупу. Из чего он состоит? Какого цвета и на что похожи песчинки? Объяснить детям как образуется песок (песчинки образуются от трения и ударов камней друг от друга). Предложить детям нарисовать песок, каким они его представляют.

Опыт 4. Глинистая и песчаная почва.

Цель: сравнить глинистую и песчаную почву.

Оборудование: стакан с почвой, стакан с глиной, стакан с песком, стакан с водой, две миски и ложку, простой карандаш.

Описание: в одной миске тщательно перемешать почву с песком, а в другой – с глиной. Полить почву в обеих мисках водой. Затем сравнить получившиеся смеси по цвету и липкости. Также посмотреть через какую смесь лучше проходит вода. Результат зарисовать.

 

1 июня 2019 в 15:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.