|
Картотека экспериментирования в средней группе
Опыт 1. Обнаружение воздуха в пространстве.
Цель: ощутит давление воздуха при помощи веера.
Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.
Оборудование: три листа разного формата (альбомный, тетрадный и половинку тетрадного листа), простой карандаш. Несколько монет, пёрышко, карандаш, кубик, книгу.
Описание: Необходимо сложить лист ”гармошкой” та, чтобы получился веер. Проверить, какой веер при обмахивании создаёт самый сильный поток воздуха. Подумать, из чего ещё, можно сделать веер?
Для того, чтобы проверить, как с помощью воздуха можно передвигать предметы, необходимо на них подуть. Какие из предложенных предметов можно передвинуть? Какой предмет самый лёгкий? Результат зарисовать. |
Опыт 2. Надувание шарика.
Цель: обнаружить воздух.
Оборудование: ёмкость с водой, воронка, шарик.
Описание: Дети рассматривают шарик. Взрослый спрашивает, можно ли его надуть с помощью какого-нибудь приспособления. Объясняет, для чего она служит, предлагает надеть на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и не наклоняя, медленно погрузить в воду. Обсудить, что происходит с шариком, каким образом он надулся. Затем взрослый осторожно наклоняет воронку, не вынимая из воды, и спрашивает детей, как изменился шарик (он остался сухим). Взрослый наливает воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становиться мокрым. Результат зарисовывается. |
Опыт 3. Что в пакете?
Цель: выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).
Оборудование: два целлофановых пакета.
Описание: предложить детям обследовать два пакета (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и прочее. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д; различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.).
|
Опыт 4. Вода в почве.
Цель: проверить, есть ли в почве воздух.
Оборудование: стакан (на половину наполненный водой), стакан с почвой, ложечка, простой карандаш.
Описание: предложить детям рассказать, кто живёт в почве; могут ли эти существа дышать под землёй; проверить, есть ли в почве воздух. Необходимо добавить в стакан с водой несколько ложек почвы. Что наблюдается? Результат зарисовать.
|
Опыт 5. Падение предметов.
Цель: исследовать падение различных предметов в воздухе.
Оборудование: три тетрадных листа (один смять), монета, цветные карандаши, два вырезанных из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монетой.
Описание: предложить детям проверить, как воздух влияет на падение различных предметов. Взрослый показывает как падают все предметы, с помощью наблюдения отметить, какой предмет падает быстрее. Дети пробуют проделать это сами. Для чистоты эксперимента необходимо поднять два предмета на одинаковую высоту и отпустить одновременно. Опыт зарисовывается.
|
Опыт 6. Сила воздуха.
Цель: наблюдать реактивную силу воздуха.
Оборудование: воздушный шарик цилиндрической формы, простой карандаш.
Описание: предложить детям надуть шарик и, не завязывая его, отпустить; посмотреть, как воздух, вырываясь из отверстия, толкает шарик и заставляет его лететь. |
Опыт 7. Воздух в мяче.
Цель: исследовать давление воздуха в мяче.
Оборудование: сдутый мяч, слабо надутый мяч, не сильно надутый мяч, хорошо надутый мяч, простой карандаш.
Описание: предложить детям рассмотреть все приготовленные мячи, что находиться внутри мячей. Показать те мячи, которые хорошо прыгают, которые плохо прыгают, и которые вообще не прыгают. Что нужно, чтобы мячик прыгал хорошо? Результат зарисовать.
|
Опыт 8. Загадочные пузырьки.
Цель: обнаружить воздух в других предметах.
Оборудование: ёмкость с водой, кусочек поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.
Описание: дети рассматривают твёрдые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и прочее). |
Опыт 1. Окрашивание воды.
Цель: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Оборудование: ёмкость с водой (тёплой и холодной), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Описание: взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет, обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выясняют, как ещё можно окрасить воду (добавить краситель). Взрослый предлагает детям окрасить воду самим (сразу с тёплой и холодной водой), в каком стаканчике вода растворяется быстрее. Предлагает еще добавить больше красителя, как изменился цвет, запах воды, если красителя стало больше.
|
Опыт 2. Прозрачность воды.
Цель: исследовать воду на прозрачность.
Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, чайная ложка.
Описание: предложит детям рассмотреть стакан с молоком и стакан с водой, что они видят? Опустить чайную ложку сначала в воду (ложка видна), а затем в молоко (ложка не видна). Результат зарисовать. |
Опыт 3. Где вода?
Цель: определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
Оборудование: прозрачные ёмкости с песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.
Описание: взрослый предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчиками с одинаковым количеством воды (воды ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выясняют, что произошло в ёмкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе к друг к другу, не пропускают воду); а песок рыхлый, воду пропускает хорошо. Результат зарисовать. |
Опыт 4. Почему песок хорошо сыплется?
Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Оборудование: ёмкости с песком и глиной, ёмкость для пересыпания, лупа, сито.
Описание: детям предлагается рассмотреть стаканчики с песком и глиной, выясняют, что лучше сыплется (песок) и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую ёмкость и смотрят, что происходит (песок остался в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная). Выясняют почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины – все разной формы и размера). Дети с помощью лупы рассматривают из чего состоит песок, и глина (песчинки маленькие, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины, почему. |
Опыт 5. Форма воды.
Цель: узнать, имеет ли вода форму.
Оборудование: поднос, стакан с водой, голубой карандаш.
Описание: необходимо налить на поднос немного воды, посмотреть что получилось (лужица определенной формы). Зарисовать. Далее эту лужицу убирает губкой, и наливаем снова воду на поднос. Что получилось (лужица другой формы), нужно зарисовать. Сравнит первый рисунок и второй. Одинаковой ли они формы? Имеет ли вода форму?
|
Опыт 6. Раскрасим радугу.
Цель: продолжать знакомить детей с цветами радуги. Получить оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой смешением двух цветов.
Оборудование: палитры, кисти, краски красная, жёлтая, синяя, белая, контур радуги.
Описание: взрослый показывает картинку радуги, дети рассказывают какие цвета они видят и в какой последовательности они располагаются. Предлагается только четыре краски, из них необходимо сделать все цвета радуги. Взрослый показывает как это делается и путём смешивания определённых цветов, получаются другие. Результат зарисовать.
|
Опыт 7. Плавучесть предметов.
Цель: исследовать плавучесть предметов.
Оборудование: таз с водой, монета, гвоздь, камешек, пластмассовая крышка, деревянная палочка, кусочки ваты и пенопласта, простой карандаш.
Описание: предложить детям каждый из приготовленных предметов опустить в воду, и посмотреть, что произойдёт. Какие предметы утонут, а какие нет. На рисунке те предметы, которые утонут – показать стрелочку в низ, а те, которые не утонуть – стрелочку в верх.
|
Опыт 8. Вода в стакане.
Цель: узнать, за сколько дней испарится вода в стакане.
Оборудование: стакан с водой, простой карандаш.
Описание: необходимо налить в стакан немного воды, и в течение нескольких дней наблюдать, как исчезает вода. На рисунке отмечать каждую стадию испарения, а в тот день, когда воды полностью не станет, обвести красным карандашом.
|
Опыт 1. Снег и лёд, состоят из воды.
Цель: убедиться в том, что снег и лёд состоят из воды.
Оборудование: поднос, лупа, синий карандаш, снег, лёд.
Описание: необходимо положить снег и лёд на поднос. Предложить детям понаблюдать, что происходит с ними, во что они постепенно превращаются. Рассмотреть лёд и снег через лупу. Дети должны подумать, чем они отличаются друг от друга по виду, форме и цвету. Что быстрее растает, снег или лёд? Почему. Результат зарисовать. |
Опыт 2. Разные состояния воды.
Цель: исследовать различные состояния воды.
Оборудование: дуршлаг, стакан с водой, снег, лёд, синий карандаш.
Описание: нужно взять дуршлаг и вылить в него воду, где окажется вода? Спросить у детей, можно ли носить воду в решете? (нет, потому что она вытекает через отверстия). Тогда нужно проверить, что произойдёт если в дуршлаг положить снег и лёт (они останутся на месте). Почему лёд и снег можно носить в решете? (Они имеют твёрдую структуру).
|
Опыт 3. Строение снежинки.
Цель: знакомство со строением снежинки.
Оборудование: лупа, снег, голубой и фиолетовый карандаш.
Описание: предложить детям рассмотреть снежинки через лупу. Какую они имеют форму и размер? Посчитать сколько у снежинки лучей. После исследования нужно обвести правильную снежинку, и нарисовать свою.
|
Опыт 4. Почему тает снег?
Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.
Оборудование: ёмкости для снега.
Описание: взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник возле двери, на шкафах). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняют, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду). Результат зарисовать. |
Опыт 1. Воздух в воде.
Цель: наблюдать процесс попадания воздуха в воду. Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке.
Оборудование: стакан с водой, трубочка для коктейля, простой карандаш, пустой стакан.
Описание: чтобы узнать, как в воду попадает воздух, нужно трубочку опустить в воду и подуть в нее. Что появляется (пузырьки)? Какой формы эти пузырьки (круглые)? Они остаются на дне или поднимаются вверх (поднимаются). Почему (воздух легче воды).
Также можно узнать, как вода держится в трубочке. Для этого необходимо опустить трубочку в стакан и указательным пальцем зажать её верхнее отверстие. Затем осторожно достать её и перенести в пустой стакан. Когда убрать палец вода вытечет в стакан. Результат зарисовать. |
Опыт 2. Растворимость продуктов в воде.
Цель: исследовать растворимость продуктов в воде.
Оборудование: 4 стакана с водой, песок, соль, сахар, пластилин, чайная ложка, простой карандаш.
Описание: В один стакан с водой положить ложку песка, в другой – ложку соли, в третий – сахар, а в четвёртый – кусочек пластилина. Перемешать ложкой содержание каждого стакана. Посмотреть, что растворилось в воде, а что нет. Нарисовать только те продукты, которые растворились в воде.
|
Опыт 3. Материалы, пропускающие воду.
Цель: узнать, какие материалы как пропускают воду.
Оборудование: стакан воды, пипетка, поднос с кусочками тетрадного листа, картона, целлофана, лоскуток ткани и бумажная салфетка, простой карандаш.
Описание: предложить детям представить, что они на улице и вдруг начался дождь, а зонтика нет. Зато есть много разных вещей: носовой платок, тетрадка, лист картона, бумажные салфетки и целлофановый пакет. Что из этого можно использовать вместо зонтика? Можно провести исследование: набрать в пипетку воды и капать на материалы, которые лежат на подносе. Посмотреть какие пропускают воду, а какие нет. Результат зарисовать.
|
Опыт 1. Исследование свойств бумаги.
Цель: познакомиться с основными свойствами бумаги.
Оборудование: газета, половину тетрадного листа, кусок ткани, целлофановый пакет, простой карандаш.
Описание: рассказать детям из чего сделана бумага, сравнить ее с другими материалами. Все ли они скручиваются, легко рвутся и долго не принимают прежнюю форму, если их смять? Необходимо нарисовать только не предметы, которые обладают этими свойствами. |
Опыт 2. Сгибание бумаги.
Цель: узнать, как сгибается бумага.
Оборудование: альбомный лист, лист цветной бумаги, лист картона, газетный лист. Все материалы нужны в двух экземплярах – один в альбомном, а другой – в тетрадном формате.
Описание: предложить детям сложить каждый лист пополам несколько раз. Какой вид бумаги можно сложить большее количество раз? Влияет ли размер на количество сгибаний? Нарисовать только ту бумагу, которая сгибается дольше всех.
|
Опыт 3. Бумага как мост.
Цель: узнать, может ли бумага служить мостом.
Оборудование: три бруска, две половинки альбомного листа.
Описание: взрослый предлагает детям из двух брусков и листа бумаги сделать мост. Положить третий брусок на середину листа. Что произошло? (Он прогнулся). Можно ли из бумаги сделать мост (нет, бумага не прочная)?
|
Опыт 4. Бумажный кулёк.
Цель: узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал.
Оборудование: тетрадный лист, горох или крупа, простой карандаш.
Описание: спросить у детей знают ли они, как перенести горох в бумаге и не рассыпать? (Слушаем предложения детей). Взрослый объясняет, что можно, если бумагу свернуть кульком. Показывает как это сделать. Затем дети сами пытаются сделать кулёк. Результат зарисовать. |
Опыт 5. Прочность бумаги.
Цель: выяснить, можно ли удержать книгу с помощью бумаги. Исследовать режущие свойства бумаги.
Оборудование: книга или блокнот в твёрдой обложке, лист плотной бумаги, газетный лист, бумажная салфетка, простой карандаш, кусок пластилина, полоски альбомного листа и картона, газету.
Описание: предложить детям проверить, удержит ли лист бумаги книгу? Можно ли одной рукой с помощью листа бумаги удержать книгу? Показать как это делается (нужно бумагу свернуть в рулон), с газетой и салфеткой проделать то же самое. Результат зарисовать.
Из пластилина скатать колбаску, взять полоску альбомного листа и краем сделать надрез. Проверить все остальные виды бумаги, которыми можно резать пластилин. Работать аккуратно, ведь бумагой можно порезаться. Результат зарисовать.
|
Опыт 1. Состав почвы.
Цель: узнать состав почвы.
Оборудование: почва, стакан с водой, ложка, лупа, белый лист бумаги, простой карандаш.
Описание: насыпать на лист бумаги немного почвы и рассмотреть её через лупу. Из чего состоит почва? Определить её цвет, запах. Предложить детям растереть комочки и найти остатки растений. Положить в стакан с водой ложку почвы и размешать. Посмотреть, что произошло, где она осталась в стакане (часть почвы осела на дно, а часть осталась на поверхности). Результат зарисовать. |
Опыт 2. Взаимодействие почвы с водой.
Цель: сравнить, как примятая и разрыхлённая почва взаимодействует с водой.
Оборудование: две глубокие чашки, почва, вода, ложка, цветные карандаши.
Описание: разложить почву по чашкам. В одной чашке примять почву как можно сильнее, а в другом разрыхли её с помощью ложки. Спросить у детей почему разрыхлённая почва занимает больше места, чем примятая (в ней много воздуха). Полить почву в обеих чашках, где вода просачивается быстрее (где рыхлая почва). Результат зарисовать.
|
Опыт 3. Мокрая и сухая почва.
Цель: сравнить мокрую и сухую почву.
Оборудование: два стакана с почвой, стакан с водой, простой карандаш.
Описание: в один из стаканов с почвой налить воды. Сравнить почву в обоих стаканах. Как изменился цвет мокрой почвы, её сыпучесть, липкость? (она стала чёрного цвета, не сыпучей, липкой). Результат зарисовать.
|
Опыт 4. Посадка луковицы.
Цель: сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину, песок.
Оборудование: горшок с почвой, горшок с глиной, горшок с песком, три луковицы, вода, столовая ложка, простой карандаш.
Описание: предложить детям посадить луковицы в каждый горшок. Через неделю проверить, в каком горшке луковица выросла лучше. Зарисовать результат исследования.
|
Опыт 1. Материалы природного происхождения.
Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.
Оборудование: одноразовые стаканчики с песком, камнями, желудями, семечками, веточками и ракушками, цветные карандаши.
Описание: предложить детям посмотреть содержание каждого стаканчика и назвать его. Объяснить почему этот материал называется природным? Назвать предметы, которые сделаны из природного материала (печенье, деревянная ложка, стул, стол). Нарисовать природный материал.
|
Опыт 2. Вода и природный материал.
Цель: исследовать взаимодействие природных материалов с водой.
Оборудование: таз с водой, ложка, одноразовые стаканчики с песком, солью, камнями, желудями, семечками, веточками и ракушками, простой карандаш.
Описание: в каждый из стаканчиков налить воды и проверить какие материалы растворяются, а какие нет. Также посмотреть какие останутся на дне, а какие всплывут на верх. Если остались на дне стрелочка вниз, а если всплыли, то стрелочка вверх. Результат зарисовать.
|
Опыт 3. Состав песка.
Цель: выяснить состав песка.
Оборудование: стакан с сухим песком, лупа, лист белой бумаги, ложка, простой карандаш.
Описание: насыпать на лист бумаги тонкий слой песка. Рассмотреть песок через лупу. Из чего он состоит? Какого цвета и на что похожи песчинки? Объяснить детям как образуется песок (песчинки образуются от трения и ударов камней друг от друга). Предложить детям нарисовать песок, каким они его представляют. |
Опыт 4. Глинистая и песчаная почва.
Цель: сравнить глинистую и песчаную почву.
Оборудование: стакан с почвой, стакан с глиной, стакан с песком, стакан с водой, две миски и ложку, простой карандаш.
Описание: в одной миске тщательно перемешать почву с песком, а в другой – с глиной. Полить почву в обеих мисках водой. Затем сравнить получившиеся смеси по цвету и липкости. Также посмотреть через какую смесь лучше проходит вода. Результат зарисовать.
|
1 июня 2019 в 15:13
|