Андрющенко Ольга Сергеевна. Персональный сайт воспитателя.
Создание условий для детской экспериментальной деятельности в группах.Создание условий для детской экспериментальной деятельности в группах. Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи: расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста; формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником; уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический подход. Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить, что нужно создание картотек экспериментов и опытов. В каждой карточке содержится информация о целях и задачах эксперимента, его содержании, оборудования, которое необходимо для опыта. Еще одним важным условием организации экспериментирования в детском саду является предметно-развивающая среда. Среда является важным фактором в воспитании и развитии детей. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Развивающая среда должна быть безопасной для жизни и здоровья детей, эстетически привлекательной, она еще должна иметь характер открытой, незамкнутой системы. В детских садах к предметно - развивающей среде, как условие экспериментальной деятельности, относятся уголки экспериментирования. Содержание уголков экспериментальной деятельности. Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Во всех возрастах существуют три компонента, с помощью которых можно оформить уголок. Младший дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования Компонент стимулирующий
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Третье условие создание экспериментальной деятельности является психологический комфорт. Психологический комфорт представляет собой личностно-ориентированный подход. Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным. К каждому ребенку нужно находить свой подход, воспитатель должен заинтересовать детей и создать условия для проведения опытов. Воспитатель также должен всегда быть рядом, чтобы помочь и подсказать. В процессе работы педагоги узнают своих воспитанников, кто что умеет и знает. Таким образом, имея перед собой карту психолого-педагогических особенностей воспитанников, педагоги могут подбирать техники и методики обучения индивидуально на каждого ребёнка. Заключение. Существуют три основных условия для создания экспериментальных зон: содержание, предметно-развивающая среда, психологический комфорт. В связи с созданием таких зон у детей осуществляется познавательное развитие, также развивается мышление, внимание, речь. Работая вместе с детьми, педагоги также развивают свои знания в области экспериментирования. Правильно спланированное занятие может помочь лучше узнать детей, что в дальнейшем поможет в работе с каждым ребенком. Для наиболее эффективной работы с детьми, можно заполнить уголки экспериментирования всем необходимым материалом. 4 марта 2018 в 08:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.